Искренняя смелость или смелая искренность в спектаклях Тамбовского театра кукол

В Астраханском государственном театре кукол 20-22 сентября состоялись гастроли Тамбовского театра кукол. Событие для нашего города действительно немаловажное. Зрителям было представлено два спектакля, точнее спектаклей было семь, а названий – два. Это сказка Евгения Пермякова «По щучьему велению» и спектакль для более взрослой аудитории «Старая сказка» по произведениям Бориса Шергина. Необыкновенное  впечатление оставили и режиссерская работа, и актеры, и слаженная работа цехов.
Утром маленькие зрители, придя на представление, первое, что увидели – удивительные яркие декорации (художник – постановщик Елена Бабкина) И ярко, и по-домашнему уютно. И очень волнительно. Как же всё сейчас будет происходить? Кто выйдет на эту сцену? Предвкушение – главное для ребёнка за несколько минут перед сказкой. И ничьи ожидания не были обмануты. «Коляда – маляда! Коляда – маляда!» Святочное представление нигде не позволило зевать и рассматривать стены.
Картины быстро сменяли друг друга. Избушка Емели, речка, дворец царя – зрители легко «переносились» с главными героями из одного места действия в другое. В личном разговоре, на вопрос об отсутствии монументальных декораций режиссёр – постановщик Евгений  Пермяков ответил, что действительно больше любит «живые ширмы» И речка здесь танцует, и щука плавает, и на ёлке розы расцветают…
Не смотря на то, что сказка  про Емелю-дурака всем давно известна, прозвучала она по-новому. Необычные костюмы, музыка, работа со светом, артисты, которые с невероятным азартом подхватывали друг друга в игре – всё это вызывало восхищение.  На чужой сцене играть не просто, но атмосферу с уверенностью можно было назвать премьерной. Хотя спектакли в родном городе идут не первый год.

Актриса Евгения Бурцева играющая в сказке и Речку, и Елку, и Царевну невероятно свободная и легкая на сцене, в жизни оказалась человеком философствующим, очень интересным.
Евгения: «Обязательно напишите, что Царевна заливается слезами не потому, что она глупа. Она не дурочка, просто вокруг столько фальши и она не может её переносить».
С фальшью мы часто имеем дело в жизни, но на сцене в то утро её не было и следа.
Как красиво пели люди! И как искренне искали своё счастье куклы. Как смело говорили о сокровенном. И чтобы передать  глубокий смысл, казалось бы, простой сказки, не понадобились огромные паузы и многозначительные взгляды. Все играли. Но в игре нашли что-то очень важное. И это важное нашел и зритель.
«Плохой мир, лучше доброй ссоры. Русское слово ЛАД – основа отношений не только внутри семьи, но и отношения старшего поколения с детьми. Лад – это путь и средство в воспитании. «Жить в ладу» говорили в старину на Руси» Такую аннотацию я прочла ко второму тамбовскому спектаклю. И начало этого спектакля полностью соответствовало главному драматургическому совету: «Главное ввязаться в драку, а там разберёмся» Так неистово ругаться, как главные герои этой истории могут только на Руси. И так неистово доводить мужей до ярости умеют только на Руси. А сколько жен по ямам попрятано! Между грехом и раскаянием путь длинный. И много подсказок встречается на этом пути. Жаль, только, что большинство из них часто игнорируются. Шутки, песни, танцы… И действительно смешно. Но думалось на просмотре «Старой сказки» о серьёзных вещах. Страх и боль возможны только при отсутствии любви. А где найти эту любовь? В собственном сердце как это сделал главный герой Якунька (артист Олег Пыльнев). Отказаться от наживы и попробовать исправить свои ошибки. И любое благое намерение будет поддержано. И как большинство русских сказок и эта закончилась хорошо. А как иначе?
Долго аплодировала астраханская публика. Удовольствие получили огромное и отпускать обратно в Тамбов этих зажигательных, здорово импровизирующих, позитивом заражающих совсем не хотелось. Остаётся верить, что не в последний раз приехала к нам труппа, о которой сам режиссёр Евгений Пермяков сказал: «Великолепная!» И ещё состоятся взаимно обогащающие встречи.

Заведующая литературно-драматургической части Галина Лавриненко.