Сегодня юбилей отмечает помощник художественного руководителя нашего театра Ирина Колесникова.
Ирина Анатольевна служит в театре с 1991 года. Более 5 лет проработала в должности костюмера-реквизитора, став помощником художественного руководителя.
Главная её задача – организация творческого процесса. Без Ирины Анатольевны не проходит ни одна репетиция, а тем более показ спектакля, она всей душой любит родной театр, оставаясь в тени кулис.
В преддверии знаменательной даты мы провели интервью с Ириной Анатольевной. В чём заключается работа помощника художественного руководителя, зачем зрители звонят в театр поздним вечером, и как спасти спектакль за 15 минут в антракте, читайте в интервью.
Ирина Анатольевна, Вы много лет работаете в Астраханском театре кукол. Расскажите, как всё начиналось, когда Вы только пришли в театр?
Я работала на электронном заводе «Прогресс» вместе с Георгием Александровичем Волынкиным, который по совместительству работал в театре кукол инженером-радистом. Он мне рассказал, что Астраханский театр кукол открывает пятый сезон в новом здании, набирается постановочный цех, и нужен костюмер-реквизитор в одном лице.
Он сказал тогда «Что это за работа – на войну работать? А в театре так интересно, ради детей трудиться».
Я решилась и буквально через два дня уже готовила костюмы, реквизит. Мы приступили к репетициям праздника открытия театра. Это был конец октября 1991 года.
Первые месяцы, конечно, было тяжело. Многое нужно было запомнить: какие костюмы к какому спектаклю, реквизит и т.д. Актёры очень помогали. Когда всё наладилось, привела в порядок, стало легче… Так мы открыли первый сезон в этом здании. Потом новогодние ёлки… И так уже 28 лет (улыбается, прим.).
Однажды в середине сезона неожиданно освободилась должность помощника художественного руководителя, и Владимир Долгополов (основатель театра, художественный руководитель до 2014 г., прим.) предложил мне её занять, так как я работала в постановочном цехе, вникала во всю работу и знала все спектакли.
Были ли в детстве предпосылки к творческой профессии?
В школе я постоянно участвовала в концертах, играла на фортепиано, в редколлегии была, любила рисовать – всё время занималась творчеством.
Мама работала воспитателям. Это праздники, Новый год, я всегда помогала украшать, рисовать. Помню, как переводила открытки на большие плакаты.
Папа у меня хоть и машинистом тепловоза работал всю жизнь, очень хорошо рисовал и даже писал картины маслом. Он учил меня лет с семи писать плакатными перьями, мне всё это очень пригодилось в жизни.
Ваши близкие как-то связаны с театральной средой? Никто не планирует пойти по Вашим стопам?
Никто из родных не связан с театральной сферой. Но дочка с 6 лет, можно сказать, жила в театре, и всё время говорила: «Мама, ты когда пойдёшь на пенсию, я здесь буду работать». Да и дети работников, когда приходили в театр, все около меня были. Помогали кукол носить, смотрели спектакли по несколько раз. Дочки Сергея Кичигина до сих пор помнят, как они приходили ко мне в гости. «Раньше казалось всё таким большим – сцена, фойе, помещение для кукол, а оказывается всё такое маленькое», – говорят.
Расскажите, в чём заключается Ваша работа, чем занимаетесь в театре?
Самое главное – это организация проведения спектаклей и репетиций. Перед спектаклями нужно проверять правильность монтировки декораций в соответствии с планом, соблюдение техники безопасности для артистов на сцене. Мы работаем для зрителей, поэтому самое важное – это проведение спектаклей на должном уровне.
Во время постановок новых спектаклей режиссёр определяет реплики для звукооператора и осветителя. Если необходимы перемены декораций, составляю монтировочные партитуры для машинистов сцены. По репликам происходят перемены декораций. Партитура – это своего рода строгий сценарий действий. Когда идёт спектакль, я должна наизусть помнить, кто и что должен делать.
Был период, когда не было осветителя в театре, приходилось ещё эту профессию осваивать. Объявляла первый, второй звонок, потом бежала наверх за пульт осветителя. Но раньше была другая аппаратура, конечно. Так как я работала раньше на электронном заводе, мне было легко это освоить.
Приходилось ли принимать участие в спектакле?
Например, в спектакле «Голый король» не хватало актёров, приходилось с перчаточными куклами немного работать. Показать скопление народа, нужны были дополнительные руки. Были с этим спектаклем на гастролях в Волгограде.
Что главное в Вашей профессии?
Главное в моей работе, это умение очень быстро находить решение. Например, случаются внештатные ситуации во время спектакля. Нужно всё сделать быстро и так, чтобы это было незаметно для зрителей. Однажды во время действия у куклы из спектакля «Кошкин дом» перестал открываться рот. В антракте в срочном порядке пришлось сделать шилом отверстие в челюсти и пропустить леску, соединив с гапитом, чтобы кукла заговорила. Но такие случаи, конечно, редкость.
Наверняка у Вас есть интересные истории, связанные с работой?
В 90-е годы у нас был спектакль «Полянка». Однажды я осталась в театре до поздна, занималась реквизитом… Прибегает вахтёр: «Ирина Анатольевна, пожалуйста, скажи, как звали гусёнка из сегодняшнего спектакля». Оказалось, на вахту позвонила бабушка, которая не может ребёнка уложить спать: «Я не лягу, пока ты мне не скажешь, как зовут гусёнка!». Я ответила, что его зовут Дорофей. Вот такой забавный случай.
Коллектив театра от всей души поздравляет Ирину Анатольевну с юбилеем и желает крепкого здоровья и благополучия. Пусть работа будет всегда в радость, каждый день приносит множество ярких моментов, а в душе царит счастье и гармония!